Ламинированная фанера для опалубки
В этой статье речь пойдет не о достоинствах и недостатках ламинированной фанеры, и о способах ее монтажа в опалубке и приемах, позволяющих сохранить целостность отдельных плит как можно дольше.
Элементы опалубки
Все элементы опалубки состоят из каркаса и обшивки. В качестве каркаса обычно используют сварные металлические конструкции, к которым крепятся листы ламинированной фанеры.
Линейный щит
Самый большой по размеру и простой по конструкции элемент опалубки. Зачастую имеет размеры аналогичные размеру листу крупноформатной ламинированной фанеры (например, 3050*1525 мм). Используется для формирования прямых стен и перекрытий.
Внутренний угол
Имеет большую длины и сравнительно небольшую (300-500 мм с каждый стороны) толщину. Изготавливается примерно так же - сварной металлический каркас и собственно опалубка из ламинированной фанеры. Используется для формирования внутренних углов здания.
Универсальный щит
Аналог линейного щита, отличающийся от него небольшой шириной. Универсальные щиты используют для формирования колонн с квадратным или прямоугольным сечением.
Телескопическая стойка с держателем
Телескопические стойки с держателями используются для создания опалубки перекрытий. На стойки укладывается балка, на которую, в свою очередь, кладут ламинированную фанеру. В результате образуется плоскость. Там размещают и связывают арматуру, после чего все заливается бетоном.

Уход за ламинированной опалубочной фанерой
Листы ламинированной фанеры в опалубке подвергаются действию бетонного раствора, который содержит воду, твердые абразивные элементы и некоторое количество активных химических соединений. Ламинат фанеры легко может противостоять воздействию раствора, но абразивные элементы бетона (в первую очередь песок) представляют для него опасность. Любая сквозная царапина становится каналом поступления воды глубь листа, что приводит к сравнительно быстрому разрушению входящего в него шпона.
Избежать преждевременного разрушения слоя ламината только одним способом – бережно эксплуатируя и ухаживая за фанерой. Бережная эксплуатация предполагает аккуратный монтаж и демонтаж фанеры, а уход – своевременную очистку и смазку ее поверхностей.
Аккуратный монтаж и демонтаж не требует от строителей ничего, кроме самой банальной трудовой дисциплины. Все просто – фанеру не бросают, а кладут на чистые балки без торчащих гвоздей и других острых элементов. Арматуру на опалубку также кладут и по возможности аккуратно. Демонтаж опалубки перекрытий проводят тоже очень аккуратно.
Очищать ламинированную фанеру для опалубки необходимо после каждого цикла использования. Разумеется, это можно и не делать: компании занимающиеся продажей ламинированной фанеры будут очень рады. Если же вы планируете как можно реже обращаться в такие компании, следите за тем, чтобы поверхность фанерных листов перед транспортировкой либо укладкой на хранение обязательно очищалась от остатков присохшего бетона и других загрязнений.
Смазка опалубочной фанеры гидрофобными составами позволяет повысить водоотталкивающую способность поверхности и снизить трение, которое является причиной преждевременного износа бумагосмоляного слоя. Смазывают предварительно очищенные от остатков старой опалубки листы. Смазочные составы наносят методом намазывания или распыления – в зависимости от их вязкости и товарной формы. Ассортимент смазочных составов сегодня достаточно велик, а потому мы не будет останавливаться на описании каких-либо конкретных марок.
Оборачиваемость ламинированной фанеры для опалубки

Данные по оборачиваемости опалубочной фанеры противоречивы и не всегда заслуживают доверия. Вместе с тем можно с уверенностью говорить, что:
- есть случаи, когда фанерные листы выдерживали до 100 оборотов;
- оборачиваемость, равная 50 циклам, считается очень хорошей;
- российская ламинированная фанера легко держит 20 оборотов;
- китайская ламинированная фанеры редко сохраняет свои свойства после 5 циклов использования;
- при небрежной эксплуатации и без должного ухода даже очень хорошая фанера может прийти в полную негодность после 1-2 циклов.