Состояние рынка МДФ
Номенклатура изделий из МДФ в настоящий момент включает в себя более 300 наименований?
Рынок МДФ оптом в целом подчиняется законам рынка древесных плит, хотя и имеет ряд существенных особенностей. В отличие от древесностружечных плит, спрос на которые течение последних двух десятилетий то рос, то снижался, древесностружечные плиты постоянно набирали популярность. Рынок рос, пусть и очень медленно, даже в кризисные годы: некоторые компании, специализирующиеся на продаже фанеры, ДСП и МДФ оптом, смогли пережить кризис только благодаря наличию в их ассортименте волокнистых плит.
Причина продолжительного и при этом достаточно динамичного роста заключается в том, что изначально возможности плит средней твердости были сильно недооценены. Клееная фанера с одной стороны и очень дешевая ламинированная ДСП с другой в течение долго времени доминировали на отечественном рынке материалов для корпусной мебели. Большую часть потребителей «мебель из опилок» более чем устраивала – просто потому, что при среднем доходе россиянина с начала девяностых и до самой середины нулевых покупка мебели вообще была событием и в некоторой мере удачей. Лишь начиная с 2004 или 2005 года, доходы жителей крупных городов стали достаточными для того, чтобы они начали обращать внимание на продукцию более высокого качества. Именно тогда и выяснилось, что:
- гнутые мебельные фасады и фасады с рельефной поверхностью выглядят более привлекательно, нежели традиционные гладкие;
- стеновые панели придают помещению привлекательный внешний вид;
- здоровье стоит дороже, чем МДФ.
Таким образом, более высокие требования к дизайну мебели и интерьеров в целом стали причиной роста спроса на панели МДФ – как с ламинатом, так и без него. Рынок начал расти, причем в основном за счет продажи МДФ оптом – локомотивом стали мебельные производства (сегодня они потребляют порядка 65% плиты), а также компании, наладившие производство недорогих настенных и потолочных панелей. Розничный сегмент тоже рос, но не так значительно и преимущественно за счет строительной древесноволокнистой плиты, которая используется для укладки черновых полов и проведения некоторых кровельных работ.
Текущее состояние рынка
В настоящий момент рынок еще нельзя считать сформировавшимся. Многие предприятия только начинают переходить с ДСП на МДФ, многие планируют сделать это после запуска новых коллекций мебели, многие еще даже не планируют, но их руководство уже понимает что мебель, напоминающая легендарные югославские гарнитуры, сегодня вряд ли будет пользоваться большим спросом. Аналогичным образом выглядит спрос на строительную плиту: пока не совсем понятно, в каких именно сферах MDF вытеснит фанеру и ДСП и, самое главное, не уступит ли он позиции гораздо более дешевой ориентированно-стружечной плите. Таким образом, оценить даже примерный объем рынка плит средней плотности сегодня достаточно сложно – мы можем лишь прогнозировать его на следующий год и констатировать, что спрос в 2013 году однозначно будет выше.
Предложение по плитам МДФ также нельзя назвать сформировавшимся. В настоящий момент значительные объемы плит ввозятся в Россию из-за рубежа. Это связано отнюдь не с качеством российской продукции – в этом плане никаких претензий к нашим заводам нет. Проблема лишь в том, что и производственные мощности пока недостаточны для того, чтобы покрыть растущий спрос, и недостаток отечественных плит на рынке приходится компенсировать за счет импорта. Это создает определенные возможности для запуска новых проекта в сфере производства и оптовой продажи МДФ в России.
Читайте также: